Разработка планового задания для магазина

Магазин 3D модель

Проектирование магазинов осуществляется на основе планового задания, которое включает в себя два основных раздела:

  1. Структура товарооборота и особые условия работы магазина — экономическая часть планового задания.
  2. Состав и площади помещений магазина — программа для строительного проектирования данного магазина.

Структура товарооборота и особые условия работы магазина, предусматривает:

  • а) определение плана товарооборота магазина с разбивкой его по товарным отделам;
  • б) определение режима торговли проектируемого магазина: количество часов торговли магазина в день, торговля с выходным днем или без него и т. д.;
  • в) определение общего количества рабочих мест магазина с разбивкой их по товарным отделам на основе плана товарооборота магазина и принятых для данного торга нагрузок на рабочее место;
  • г) определение особых условий работы магазина: наличие на прилегающих улицах палаток, киосков, ларьков, работающих от магазина и снабжающихся из его товарных запасов; наличие развозной и разносной торговли (лотков), работающих от магазина и снабжающихся из его товарных запасов, и т. п. Условия работы магазина определяют также количество работников, занятых дополнительными производственными процессами, например, количество дополнительных работников, занятых производством баранок, пирожков, на кухне магазина-кафе, количество подавальщиц в торговом зале, работников бюро предварительных заказов и т. п.;
  • д) определение необходимого запаса товаров (в днях), подлежащего хранению в здании магазина и исчисляемого на основе анализа возможностей завоза товаров и обеспечения бесперебойной торговли магазина. При этом учитывается расположение магазина на территории города или района, состояние дорог и подъездов к магазину и т. д.
Площадь магазина

Состав и площади помещений магазина, разрабатываемый на основе раздела планового задания и норм ГОСТа, включает все сведения, необходимые для разработки строительного проекта магазина:

  • а) перечень товарных отделов и групп с указанием количества рабочих мест в каждом из отделов;
  • б) общая длина (фронт) рабочих мест с разбивкой по товарным отделам магазина;
  • в) количество касс и киосков, размещаемых в торговом зале магазина;
  • г) подробный перечень всех помещений магазина и их площади;
  • д) ориентировочная кубатура здания (может быть указана контрольная цифра);
  • е) тип холодильника, подлежащего проектированию, и тип машинного оборудования холодильника (для магазинов продовольственных товаров, имеющих в своем составе холодильники);
  • ж) основные указания для разработки санитарно-технической части проекта (система отопления, возможность присоединения к городской системе канализации, возможность получения электроэнергии с круглосуточной подачей, требования к подъемным и другим спец устройствам и т. д.);
  • з) указания о применении строительных материалов для стен, перекрытий, полов, перегородок и кровли.


Ниже приводятся все данные, необходимые для разработки второго раздела планового задания, т. е. для определения состава и площадей помещений.

Все помещения магазина делятся на две основные части:

  1. Торговый зал, где совершаются все основные операции по продаже товаров, и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (помещение со столиками для покупателей в магазине-кафе, помещение для приема индивидуальных заказов, помещение для приема вещей на комиссию и пр.).
  2. Подсобные помещения, где производятся все операции по приемке, хранению и подготовке товаров к продаже, а также документальное оформление всей торгово-производственной деятельности магазина. К подсобным относятся также помещения, необходимые для обслуживания персонала магазина.

Нормативные данные, приведенные выше, дают полную возможность определить состав и площади всех помещений магазина и, следовательно, подсчитать общую полезную площадь магазина. Площадь коридоров, лестниц и прочих помещений, не входящих в полезную площадь, практически составляет около 15% от полезной площади магазинов в отдельно стоящих зданиях и до 20% от полезной площади магазинов, размещаемых в первых этажах жилых домов.

Для подсчета площади застройки отдельно стоящего здания магазина необходимо знать этажность магазина и возможность устройства подвала под всем зданием или частью его. Определив ориентировочно общую площадь помещений первого этажа и добавив к ней 10% на стены и перегородки, мы получим площадь застройки здания магазина.

Кубатуру здания магазина можно определить при помощи объемного коэффициента, представляющего собой отношение кубатуры здания к полезной площади. Объемный коэффициент для магазинов в отдельно стоящих зданиях колеблется от 5,75 до 6,5, в зависимости от высоты помещений и толщины стен. Зная по плановому заданию полезную площадь проектируемого магазина и перемножив ее на объемный коэффициент, мы получим ориентировочную кубатуру здания магазина.

Проект планировки помещений магазина и оборудования его должен предусматривать наибольшие удобства для покупателей, для производства торговых операций и наиболее производительной работы обслуживающего персонала, т. е. обеспечить торгово-производственный процесс работы магазина.