Проект планировки помещений магазина (часть 1)

Проект планировки помещений магазина и оборудования

В середине ХХ века было проведено специальное исследование с целью установления условий, при которых возможно достаточно удобное и экономичное использование площади, предоставляемой для организации магазинов в новостроящихся жилых домах. Не приводя полностью всех данных исследования, ограничимся изложением предпосылок и результатов его.

Если принять за правило, что внутренние стены вышележащих этажей в пределах первого этажа заменяются столбами и габариты лестничных клеток в пределах первого этажа ограничиваются минимальными размерами, необходимыми для прохода в вышележащие этажи, с подвеской остальных стен лестничной клетки на столбы — все конструктивные схемы жилых секций сведутся к коробкам, с одним или двумя продольными рядами столбов.

Исходя из данных проведенного анализа, можно определить оптимальные и минимальные размеры пролетов между столбами, при которых возможно наиболее экономичное решение планировки магазина в габаритах жилых секций. Расстояния между столбами в поперечном и продольном направлениях определялись исходя из возможности удобного размещения магазинов с различной планировкой торговых залов и подсобных помещений при оптимальных и минимальных необходимых размерах их, желательного и наиболее экономичного размещения рабочих мест в торговом зале и возможности установки изготовляемого секционного торгового оборудования.

Столбы, поддерживающие стены лестничной клетки, также желательно размещать с учетом размеров, рекомендуемых выше, а это не трудно сделать, если при проектировании жилой секции заранее предусмотреть необходимость сокращения габаритов лестничной клетки в пределах первого этажа.

При разработке проекта планировки магазина в основу кладутся следующие основные принципы:

  1. основное помещение магазина — торговый зал, занимающий от 30 до 55% площади всех помещений магазина, располагается в фасадной части здания, выходящей на улицу. Вход для покупателей размещается со стороны улицы;
  2. все помещения для дополнительного обслуживания покупателей, например бюро предварительных заказов, зал со столиками для покупателей в магазине-кафе, помещение для приема индивидуальных заказов на пошивку готового платья и пр., располагаются около торгового зала и имеют непосредственное сообщение с последним. Кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные входы для покупателей с улицы в эти помещения;
  3. все подсобные помещения магазина размещаются в части здания, выходящей во двор. Они должны иметь самостоятельный выход во двор для загрузки товаров и для обслуживающего персонала;
  4. все подсобные помещения должны иметь внутреннее сообщение между собой и с торговым залом;
  5. холодильные камеры группируются в одном месте и в непосредственной близости от машинного отделения холодильника;
  6. административно-бытовые помещения желательно размещать все вместе, но так, чтобы они сообщались с торговым залом и группой складских помещений. При планировке этих помещений желательно изолировать их от остальных помещений для использования в нерабочее время;
  7. подсобно-складские помещения располагаются в непосредственной близости от торгового зала, чтобы обеспечить кратчайшие пути движения товаров.

Подсобные помещения занимают площадь от 45 до 70% площади всех помещений магазина, в зависимости от величины и товарного профиля магазина.

В зданиях магазинов, не имеющих подвалов, подсобные помещения размещают в части здания, выходящей во двор. В этом случае они занимают помещение по всей длине торгового зала, а при большой площади подсобные помещения могут охватывать помещение торгового зала с трех сторон: по дворовой части и обоим боковым фасадам здания некоторых случаях, когда длина отведенного участка магазина по красной линии улицы ограничена, подсобные помещения размещаются за счет удлинения здания в глубь участка.

Подвалы в зданиях магазинов могут быть размещены под всем зданием или под частью здания, чаще всего под подсобными помещениями. В этих случаях в первом этаже размещается торговый зал и некоторые подсобные помещения, требующие нормального естественного освещения. Все остальные подсобные помещения, а иногда и часть торгового зала, могут быть размещены в подвале.

Продолжение: Проект планировки помещений магазина (часть 2)

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*