Начало: Проект планировки помещений магазина (часть 1)
Помещение торгового зала предназначено для проведения всех торговых операций, связанных непосредственно с покупателем. Здесь покупатель выбирает, оплачивает и получает купленный им товар. Товары отпускают продавцы на специально оборудованных рабочих местах.
При планировке торгового зала необходимо предусматривать следующее:
- удобное размещение рабочих мест, кассовых кабин и другого оборудования в торговом зале. При этом учитывается наибольшая компактность планировки и наилучшая ориентировка покупателя в торговом зале;
- обеспечение свободного движения покупателей в торговом зале и свободного доступа их к любому товарному отделу;
- удобное размещение входов и выходов для покупателей (по возможности в центре фасадной стены зала), чтобы избежать излишнего хождения и встречных потоков покупателей;
- удобную связь рабочих мест с подсобно-складскими помещениями магазина.
Такая планировка позволяет более выгодно использовать площадь торгового зала, но иногда вынуждает смещать вход для покупателей к одной из боковых стен. Применяется в небольших магазинах продовольственных я непродовольственных товаров повседневного и периодического опроса на 4-6 рабочих мест при нормальной ширине торгового ала и длине его не менее 7,5 м; двухлинейная параллельная планировка, в которой рабочие места располагаются вдоль боковых стен торгового 8ала, оставляя переднюю и заднюю стены свободными.
Такая планировка применяется в небольших магазинах продовольственных и непродовольственных товаров повседневного и периодического спроса на 4-6 рабочих мест, чаще всего при недостаточной ширине торгового зала, не позволяющей применить однолинейную планировку. Длина зала в этом случае от 10,5 до 13,0 м. Эта планировка особенно удобна в смешанных магазинах или в мелких комбинированных магазинах с товарными отделами, которые нельзя размещать в непосредственном соседстве друг с другом (например, мясо-рыба); трехлинейная П-образная планировка, в которой рабочие места располагаются по задней и обеим боковым стенам торгового зала.
Такая планировка позволяет наиболее выгодно использовать площадь торгового зала в магазинах продовольственных и непродовольственных товаров средней величины при ширине зала не менее нормальной и не более 11 м. Длина торгового зала в этом случае должна быть не менее 12,0 м, так как на этой же площади следует разместить входной тамбур, кассы и оставить проходы требуемой ширины. Длина торгового зала должна быть также не более трехкратной ширины зала.
Длинные и узкие торговые залы, сходные с коридорами, целесообразно разбивать на несколько залов с более удачными пропорциями, соединяя залы между собой проходами или арками; четырехлинейная и периметральная (опоясывающая) планировка, в которой рабочие места располагаются по всем стенам помещения торгового зала, прерываясь только главным входом в магазин на фасадной стене и проходами в смежные торговые залы. Такая планировка возможна только в залах, имеющих ширину и длину не менее 12 м;