Типы и организация рабочих мест для продажи товаров

товарный отдел в торговом зале

В зависимости от величины магазина (определяющей величину торгового зала), товарного профиля его и применения того или другого типа рабочих мест (закрытые, полузакрытые, бокс, открытые, ателье) возможно различное расположение рабочих мест, различная планировка их в торговом зале. Существуют следующие типы планировки рабочих мест:

  1. однолинейная планировка, в которой все рабочие места (шкафы и прилавки) располагаются вдоль одной, обычно задней, стены торгового зала.
  2. двухлинейная Г-образная планировка, в которой рабочие места располагаются вдоль задней и одной из боковых стен торгового зала.

При размещении товарных отделов в торговом зале необходимо учитывать следующие условия:

  • размещение товаров, требующих длительного выбора при покупке. Рабочие места для продажи таких товаров размещают в более спокойной части торгового зала;
  • размещение товаров, требующих при их выборе дневного освещения. Товарные отделы с такими товарами размещают в непосредственной близости к источникам дневного света (к витринам, к окнам);
  • потребность в рекламе при продаже некоторых товаров. Рабочие места для продажи таких товаров размещают в наиболее видной, бросающейся в глаза, части торгового зала;
  • громоздкость отдельных товаров и необходимость частой подачи их на рабочие места из подсобных помещений. Отделы с такими товарами следует размещать в непосредственной близости от кладовых и обеспечить удобство подачи их оттуда на рабочие места. В этом случае используются вращающиеся шкафы, люки в шкафах или подъемники для подачи товара, непосредственно из кладовой на рабочее место, и т. п.;
  • способность товаров вредно влиять на другие товары, воспринимать или передавать запах, пылить или ухудшать качество под влиянием лучей солнца. При размещении товарных отделов в торговом зале в которых даны указания о возможности или недопустимости товарного соседства различных отделов. Если два товарных отдела, соседство которых недопустимо, приходится размещать рядом, необходимо изолировать их особыми проходами (разрывами) в линии шкафов и прилавков или холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся товаров этих отделов.

В средних и крупных магазинах продовольственных товаров мясо-рыбо-овощные отделы, а также молочные и хлебные отделы целесообразно располагать в особых помещениях, имеющих проходы из основного торгового зала и самостоятельные входы с улицы. Последнее целесообразно для торговли этими товарами в неторговые часы магазина. Отделы с товарами, ухудшающими качество под влиянием солнечных лучей, следует располагать вдали от витрин и по возможности в северной части здания.

После размещения товарных отделов в торговом зале уточняется тип рабочих мест (закрытое, полузакрытое, открытое, бокс, ателье), принимающийся для организации работы этих отделов. На площади для покупателей размещаются кассы с учетом наиболее равномерного обслуживания всех отделов, киоски со штучными товарами, водой и мороженым, витринные шкафы, упаковочные столики и прочая мебель, предназначенная для покупателей. Планировка торгового зала и размещение оборудования в нем проверяются и уточняются в соответствии с нормами минимально допустимой ширины проходов в торговых залах для обеспечения свободного движения покупателей.