Вентиляционные каналы в помещениях магазина

Вентиляционные каналы

Еще один вопрос, на который следует обратить сугубое внимание, это вопрос об обеспечении магазина надлежащим количеством вентиляционных каналов, отсутствие или недостаток которых чрезвычайно скверно отражается на работе магазина и вызывает впоследствии массу неприятностей и лишние затраты.

По техническим условиям помещения магазинов должны быть обеспечены вытяжной, а магазины с количеством рабочих мест более 20 — приточно-вытяжной вентиляцией. Приток организуется забором воздуха со двора на уровне пола второго этажа и разводится каналами внутри помещений магазина, а вытяжка должна быть выведена в чердачное помещение жилого дома, т. е. вытяжные каналы должны пройти через все вышележащие этажи и для пропуска их должно быть предусмотрено место. Количество и сечение каналов определяются исходя из норм обмена воздуха, зависящих от назначения помещений, и, следовательно, различно для магазинов различного товарного профиля.

Как показывает опыт проектирования магазинов в жилых домах, вытяжная вентиляция почти для всех помещений магазина (кроме торгового зала и холодильных камер) вполне достаточна при каналах сечением 14X27 или 14X20 см, т. е обычных для жилья размеров. Торговый зал магазина, размещенного на площади одной жилой секции, должен быть обеспечен не менее чем двумя вытяжными каналами сечением 1200- 1400 см2 каждый, т. е. примерно размером 35X35 или 25X50 см. Холодильные камеры требуют устройства одного вытяжного канала сечением 800-1000 см2, т. е. размером примерно 30X30 или 20X40 см, но так как из холодильных камер вытягивается охлажденный воздух, необходимо предусмотреть теплоизоляцию канала толщиной не менее 10 см (считая с штукатуркой внутри), и, следовательно, сечение канала в кладке должно иметь размеры 50X50 или 40X60 см.

Вентиляция в торговом зале
Вентиляция в нежилых помещениях

Необходимо оговориться, что все указанные выше сечения каналов пригодны только для вентиляции с побуждением, а в случае устройства естественной вентиляции сечения каналов или количество каналов должны быть соответственно увеличены. И в том, и в другом случае сечения каналов должны быть проверены расчетом.

Вентиляционные каналы из помещений магазинов не должны мешать в квартирах вышележащих этажей, и, следовательно, их желательно размещать во внутренних стенах, но так как для удобства планировки магазина все внутренние стены заменены столбами, то, естественно, что все мелкие каналы должны быть размещены в стенах лестничных клеток.

Вытяжные отверстия из торгового зала располагаются обычно в торцовых частях торгового зала, ближе к подсобным помещениям. Здесь имеется в виду наиболее часто встречающаяся планировка торгового зала вдоль фасадной стены.

При размещении вентиляционных каналов из квартир во внутренних пилонах вытяжные каналы из торгового зала можно разместить в этих же пилонах, а вытяжную решетку дать в потолке, соответственно раздвинув для этого балки, передающие нагрузку от пилонов на столбы; первого этажа.

Если же такое размещение вытяжных каналов из торгового зала невозможно, то для пропуска их в пределах квартир вышележащих этажей может быть использовано место, предназначенное для встроенных шкафов. Так же может быть осуществлен пропуск вытяжных каналов из холодильных камер, только в пределах первого этажа этот канал придется пропускать коробом около капитальной стены или несущего столба.

В практике нередко случается, что при проектировании жилого дома (и всегда при разработке проектов жилых секций) неизвестен товарный профиль магазина, который может быть размещен в первом этаже. Тогда можно воспользоваться указаниями в котором дано ориентировочное количество и расположение каналов для вытяжной вентиляции помещений продовольственного магазина, размещенного на площади одной жилой секции, т. е. для невыгоднейшего случая, требующего наибольшего количества каналов.