На площади торговых залов могут быть размещены столики, диваны и кресла для отдыха покупателей. Количество мебели зависит от площади торгового зала и наличия свободною места. Размеры обычны для мебели данного типа.
Форма и отделка мебели зависят от товарного профиля и типа магазина, а также от общей архитектуры интерьера торгового зала.
Российская архитектура, как и российское искусство в целом, призвана служить интересам народа, удовлетворять материальные и духовные запросы населения. Поэтому любое архитектурное сооружение в наших условиях должно решать не только утилитарные, но и эстетические задачи.
Красота, вносимая в повседневную жизнь и быт человека, поднимает жизнедеятельность и работоспособность человека, укрепляет привязанность и любовь к своей родине.
Новые социально-экономические условия в России, новые формы общественной жизни и духовные запросы человека по-новому ставят и решают вопросы градостроительства, благоустройства города, планировки жилого района размещения сети культурно-бытового обслуживания. Это относится и к снабжению жителей города всем необходимым, к размещению торговой сети города, формированию товарного профиля магазинов.
Из всех учреждений культурно-бытового обслуживания наиболее многочисленную группу составляют именно магазины, размещенные по всему городу по принципу максимального приближения их к обслуживаемому населению. Это здания крупных универмагов на центральных площадях и магистралях, районные универмаги и небольшие здания магазинов в районах с малоэтажной жилой застройкой и, наконец, магазины в первых этажах капитальных жилых домов.
Архитектура фасада магазинов, как и других зданий общественного назначения, определяется значимостью здания и его положением в городе.
Если здания центральных и районных универмагов располагают на площади, перед ними предусматривают свободное архитектурно-организованное пространство. Размещение зданий в застройке улицы решается на принципе объемного контраста с основной массой застройки. В том и в другом случае здания, формируя архитектурный ансамбль площади или улицы, должны выделяться богатством форм и более выгодной, открытой постановкой здания с организацией хороших и удобных подходов к нему.
На улицах, не являющихся общегородскими магистралями и парадными проспектами, как правило, жилые дома размещаются периметральной застройкой и должны решаться в простых, но изящных формах. Здания магазинов контрастно противопоставляются жилой застройке большим обогащением главных фасадов и приближением здания к красной линии застройки улицы, подчеркивая общественное назначение магазина.
Магазины, размещаемые в первых этажах жилых домов, находятся непосредственно перед проходящими по улице. Они чрезвычайно оживляют улицу, привлекая к себе внимание особенно в вечернее время, когда витрины и входы в магазины ярко освещены.
В фасаде жилого дома первый этаж, занятый магазином, всегда выделяется. Не нарушая общего характера архитектуры здания, первый этаж делается более парадным. Образ магазина создается самыми разнообразными архитектурными средствами: увеличением высоты первого этажа, монументальностью фасада первого этажа, большими витринными окнами, пространственно объединяющими объем торгового зала с улицей, входами в магазин, вывесками и наружным освещением, как утилитарным, так и декоративным, и т. д.
Новое содержание российской культурной торговли должно быть выражено средствами архитектуры в интерьерах помещений магазина, доступных для покупателя (торговый зал, стол заказов, помещение для приема индивидуальных заказов на пошив и др.) — здесь все должно быть устроено удобно, добротно и красиво, без излишней, навязчивой и раздражающей купеческой роскоши, но и без унылого аскетизма.
Готовых рецептов создания архитектуры интерьера нет и быть не может. Творческая индивидуальность всегда прокладывает новые пути к решению задачи, но нельзя забывать, что архитектурный образ не рождается только по произволу своевольной фантазии художника, а органически вырастает из условий места и времени. В следующих материалах мы постараемся изложить общие принципы, которые должны быть положены в основу творческой работы над интерьером магазина, и иллюстрировать их конкретными примерами.