В плановом задании особо должны быть даны указания о размещении товарных отделов в торговом зале, т. е. учтено соседство товарных отделов; учитываются также некоторые специфические требования товарных отделов: частота спроса на отдельные товары, удобства для покупателей при выборе ими товаров, возможность удовлетворения спроса на товары дополнительного или сопутствующего ассортимента, способность товаров вредно влиять на другие товары, громоздкость отдельных товаров, частота и удобство подачи их из подсобных помещений на рабочие места, способность товаров содействовать декоративному оформлению торгового зала и т. д.
В зависимости от специфики товарных отделов длина рабочего места определяется:
- а) для всех продовольственных товаров — 2 м;
- б) для галантереи, парфюмерии, хлопчатобумажных, шелковых и льняных тканей, головных уборов, мехов, белья, трикотажа, обуви, спорт одежды и спорт обуви, писчебумажных товаров и москательно-химических товаров — 2 м;
- в) для шерстяных тканей, спортинвентаря, дорожных вещей, музыкальных инструментов и принадлежностей, фотооптики, радиоаппаратов и принадлежностей, электротоваров, строительных материалов и обоев — 2,5 м;
- г) для готового платья, игрушек, посудо-хозяйственных товаров, ковров, драпри и отдела подарков — 3 м.
Если в каком-либо товарном отделе имеется только одно рабочее место, длина его увеличивается на 0,5 м. Если на одном рабочем месте организуется продажа товаров ассортимента двух или более товарных отделов, длина рабочего места берется по норме одного из товарных отделов, имеющего большую длину, и увеличивается на 0,5 м. Например, при продаже готового платья и головных уборов на одном рабочем месте длина рабочего места берется по норме отдела готового платья, т. е. 3 м, и увеличивается на 0,5 м.
При установке на рабочих местах режущих приборов (колбасорезки и пр.) или при устройстве на площади рабочих мест подъемников для подачи товара из подвала непосредственно на рабочее место длина рабочего места должна быть увеличена на 1 м. Если во фронте рабочих мест устанавливаются кабины (примерочные или другого назначения), длина рабочих мест должна быть также соответственно увеличена.
Площадь торгового зала определяется по нормам:
- а) для магазинов продовольственных и непродовольственных товаров до 5 рабочих мест — 15 м2 на одно рабочее место;
- б) для магазинов продовольственных и непродовольственных товаров на 5 и более рабочих мест — 14 м2 на одно рабочее место;
- в) для универсальных магазинов на 20 и более рабочих мест — 16 м2 на одно рабочее место;
- г) для специализированных мебельных магазинов — 75 м2 на одно рабочее место;
- д) для универсальных и комиссионных магазинов, имеющих мебельное отделение, — 45 м2 на одно рабочее место по мебели.
Кассы и киоски размещаются в торговом зале и дополнительной площади не требуют.
Более точно площадь торгового зала можно определить исходя из общей длины (фронта) рабочих мест проектируемого магазина.
Площадь для дополнительного обслуживания покупателей проектируется исходя из следующих указаний:
- площадь для столиков в магазине-кафе добавляется из расчета 1 м2 на одно посадочное место. Столики могут быть размещены на площади общего торгового зала или в специально выделенном помещении, непосредственно сообщающемся с торговым залом;
- бюро для приема предварительных заказов или заказов по телефону в магазинах продовольственных товаров может размещаться на площади торгового зала (тогда для него добавляется площадь 8 м2) или в отдельном помещении, непосредственно примыкающем к торговому залу (в этом случае площадь помещения должна быть не менее12м2);
- прием индивидуальных заказов на пошивку готового белья и платья в магазинах мужской и женской одежды и туалета может осуществляться в общем торговом зале (в этом случае добавляется на каждого приемщика площадь 12 м2) или в отдельном помещении со входом непосредственно из торгового зала (площадь помещения определяется из расчета 12 м2 на каждого приемщика, но не менее 18 м2 при одном) приемщике);
- прием вещей на комиссию в комиссионном магазине желательно производить в отдельном помещении, непосредственно примыкающем к торговому залу.