
Начало: Правильное размещение магазина в жилом доме (часть 1)
В практике проектирования магазинов в жилых домах встречаются все указанные выше конструктивные схемы жилых секций. В большинстве случаев по количеству столбов и размерам пролетов между ними они не совсем удобны для планировки магазинов и вызывают неэкономичное решение.
В зависимости от величины магазин, расположенный в первом этаже жилого дома, может занимать площадь половины, одной, полутора, двух и даже трех жилых секций.
В пределах одной жилой секции размещаются мелкие и средние магазины (в зависимости от величины площади секции) с товарами ежедневного и периодического спроса. На площади двух или трех секций размещаются крупные магазины. Использование под один магазин площади большей, чем занимает одна секция, возможно только в жилых секциях с лестничными клетками, расположенными у дворовой стены.
В зависимости от товарного профиля магазина требуется различная площадь под подсобные помещения.
Площадь подсобных помещений составляет от 40 до 70% общей полезной площади магазина. Торговый зал, площадь которого составляет от 30 до 60% общей полезной площади магазина, обычно занимает больше половины площади, отведенной под магазин в первом этаже жилого дома.
Поэтому большинство типов магазинов требует для размещения подсобных помещений дополнительной площади в подвале жилого дома. Для возможности внутреннего сообщения между всеми подсобными помещениями магазина подвальная площадь должна быть отведена непосредственно под магазином.
Ниже приводятся различные случаи отвода площади в первом этаже и подвале жилого дома для организации магазина. В практике планировка магазина на площади первого этажа (без подвала) возможна только для магазинов, размещаемых в пределах одной секции, для магазинов, размещаемых на площади полутора-трех секций, необходимо отводить дополнительные помещения в подвале.
При проектировании в жилом доме магазина, требующего для своей организации использования подвала, необходимо считаться с нуждами домоуправления, которое также заинтересовано в использовании подвала для своих помещений: котельной со всеми вспомогательными помещениями, возможных сараев для жильцов, складских помещений домоуправления, помещений водопроводного счетчика, электропровода, газового ввода, машинных отделений лифтов и камер для сбора мусора, когда последние размещаются в подвале.
В случае недостатка подвальной площади в первую очередь помещения в подвале (в минимально необходимом количестве) должны отводиться под магазины, даже за счет перевода части помещений домоуправления во внутриквартальные корпуса или в надворные постройки.
В обычных условиях периферийного жилого строительства строятся дома в 4-5 этажей, т. е. без лифтов для жильцов и мусоропроводов. Складские помещения домоуправления не всегда являются обязательными, а в случае необходимости могут быть размещены в подвалах домов внутриквартальной застройки, не имеющих магазинов.
Помещения для водопроводного счетчика, ввода от теплоцентрали, электроввода и газового ввода занимают незначительную площадь в лестничных клетках, не влияют на планировку магазина.
Таким образом, на планировку магазинов в жилых домах влияют в основном котельная, если она отапливает только тот дом, в котором размещаются магазины, и кладовки для жильцов, если нет возможности разместить их в подвале другого дома или на площади дворового участка.
Эти помещения, занимая сравнительно большую площадь, значительно затрудняют планировку магазинов в жилом доме и могут явиться серьезным препятствием для организации магазина намеченного товарного профиля.
Продолжение: Правильное размещение магазина в жилом доме (часть 3)