Правильное размещение магазина в жилом доме (часть 3)

Магазин на первом этаже жилого дома

Начало:

Как правило, магазины организуются в жилых домах (или в части их), выходящих фасадами на проезды общественного пользования. В зависимости от величины дома, положения его в квартале или от размеров участка жилой дом может иметь различное количество жилых секций.

Жилые дома, состоящие из двух жилых секций, встречаются редко и проектируются главным образом при 2- и 3-этажной застройке. При 4- и 5-этажной застройке жилой дом имеет три и более жилых секций, выходящих на проезд общественного пользования.

Не всегда в первом этаже жилого дома все помещения отводятся для организации магазинов. В первом этаже размещаются также аптеки, банки, почтовые отделения, парикмахерские и т. п.

При определении товарного профиля и мощности магазинов, которые должны быть организованы в новостроящемся жилом доме, необходимо следить за тем, чтобы в одном доме комбинировались продовольственные и промтоварные магазины. Следует при этом учитывать потребность развития торговой сети и равномерность распределения ее на территории города или поселка.

В первом этаже под магазины рекомендуется занимать средние фронтальные секции, а угловые и торцовые отводить под мелкие обслуживающие предприятия (парикмахерские, аптеки и др.).

Если первые этажи жилых домов отведены под магазины, лестничные клетки для жильцов желательно размещать около дворовой стены дома. В этом случае лестничные клетки освещаются боковым естественным светом через окна в стене, выходящей во двор, и имеют непосредственный выход во двор.

Только при таком расположении лестничной клетки для жильцов под один магазин можно отводить площадь двух и более жилых секций. Рекомендуется хотя бы через одну или через две лестницы устраивать проходы из лестничных клеток на улицу, т. е. сквозные проходы со двора на улицу. Сквозные проходы необходимы в жилых домах, имеющих большую протяженность корпуса по улице.

Магазины следует располагать в первом этаже так, чтобы витрины и входы в магазины были подчинены общей архитектурной композиции фасада дома и не нарушали бы рациональной планировки магазина. Магазины размещаются в центральной части здания или по его торцам, но обязательно в полном соответствии с замыслом симметричного или асимметричного характера решения фасада.

Все приведенные комбинации планировок магазинов имеют ось симметрии, совпадающую с осью симметрии дома, причем более крупные магазины размещаются в центральной части дома, а более мелкие ближе к торцам здания.

Из приведенных примеров видно, что, даже, когда первый этаж целиком занят магазинами, вся площадь подвала не используется магазином, поэтому всегда остается свободная подвальная площадь, которая может служить для нужд жильцов и домоуправления. Это достигается подбором в одном здании магазинов различного товарного профиля и величины, когда часть магазинов требует небольших подвальных помещений или вовсе не нуждается в них.