При организации магазинов в жилых домах могут быть два, принципиально различных, подхода к проектированию:
- известны товарный профиль и количество рабочих мест. На основе этого задания определяется потребная площадь в первом этаже и в подвале для организации этого магазина;
- в первом этаже и в подвале жилого дома предоставляется площадь для магазина. Исходя из предоставленной площади определяются товарный профиль и величина магазина.
В первом случае проектирование ведется на основе планового задания, составленного для данного магазина. Во втором — сначала ориентировочно, по основным показателям, определяются типы магазинов, которые можно организовать па данной площади, выбирается один из них, наиболее нужный в данном районе города, составляется для него плановое задание, на основе которого и ведется дальнейшее проектирование.
И в том и в другом случае очень важно правильно разместить торговый зал магазина в габаритах первого этажа жилого дома с учетом конструктивных и санитарно-технических особенностей данных жилых секций, а также правильно распределить площадь между торговым залом и подсобными помещениями.
Торговый зал магазина, организуемого в жилом доме, чаще всего размещается только в первом этаже. Наиболее выгодно было бы под торговый зал занять всю площадь первого этажа, а все подсобные помещения магазина разместить в подвале под ним. Но так как необходимо выделить светлое помещение для конторы, для производства операций по подготовке товаров к продаже и разместить лестницу, связывающую верхний этаж с подвальным, всегда некоторую площадь в первом этаже приходится занимать подсобными помещениями.
Планировка торгового зала определяется в зависимости от площади первого этажа, предоставляемой для организации магазина, т. е. от количества жилых секций, в габаритах которых предоставляется площадь первого этажа, а также в зависимости от товарного профиля организуемого магазина.
На площади половины жилой секции может быть только один вариант размещения торгового зала, а именно — размещение его вдоль фасадной стены жилого дома с отводом задней половины под подсобные помещения. Этот вариант диктуется очень малой площадью, отводимой в первом этаже под подсобные помещения, которой хватает только для размещения конторы и служебной лестницы в подвал.
Варианты планировки торговых залов
В габаритах одной жилой секции, в зависимости от товарного профиля организуемого магазина и площади, предоставляемой для него в подвале, имеется возможность трех вариантов планировки торговых залов, а именно:
- а) торговый зал размещается в передней части жилой секции вдоль фасадной стены, а подсобные помещения размещаются вдоль дворовой стены;
- б) торговый зал размещается в середине жилой секции во всю ее глубину, т. е. от фасадной до дворовой стены, а подсобные помещения располагаются по обе стороны торгового зала, около лестничных клеток;
- в) торговый зал занимает переднюю часть жилой секции вдоль фасадной стены, а в средней своей части расширяется во всю глубину секции до дворовой стены. Подсобные помещения занимают очень небольшую площадь в первом этаже и располагаются по обе стороны средней части торгового зала у дворовой стены, около лестничных клеток.
Последний вариант планировки торгового зала удобен в магазинах, где рабочие места закрытого типа комбинируются с рабочими местами полузакрытого и открытого типа, или в магазинах, в которых торговый зал организуется по типу ателье.
Указанные выше три схемы планировки торгового зала, с небольшими изменениями, применяются при организации более крупных магазинов на площади полутора, двух и трех жилых секций.
Из всех схем планировок торгового зала в практике чаще всего применяется первая схема — размещение торгового зала в передней части предоставляемого помещения вдоль фасадной стены жилого дома с расположением подсобных помещений вдоль всей длины торгового зала по дворовой стене.
Связь торгового зала с подсобными помещениями осуществляется через двери в задней стене торгового зала. Планировка подсобных помещений магазина в основном зависит от площади, предоставляемой для них в подвальном этаже.
Продолжение: Виды подходов к проектированию магазина в жилом доме, и варианты планировки торговых залов (часть 2)